ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи - одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные.
ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ
На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
Производящие причины заикания (не являются врожденными, а приобретаются, как следствия серьезного стресса для организма):
- Поражения нервной системы (такие нарушения в организме, как повреждение головного мозга, гипоксия, сильное заражение инфекцией, не могут не оставить след на здоровье – их следствием могут стать отклонения в передаче нервных импульсов от головного мозга к речевому аппарату);
- Заболевания звукового аппарата (когда поражены непосредственно сами органы, отвечающие за выход звука, – гортань, губ, язык и пр.);
- Психологическое напряжение (задержка речевого развития может возникнуть из-за сильного стресса, как длительного, так и острого кратковременного).
Предрасполагающие причины заикания (набор факторов, несущих с собой риск задержки в развитии речевых навыков):
- особенности темперамента и незначительные психологические отклонения (человек может начать заикаться из-за низкой стрессоустойчивости или, например, навязчивых страхов);
- пол и возраст (согласно статистике, дети куда более подвержены заиканию, а у женщин оно встречается в три раза реже, чем у мужчин);
- наследственные заболевания, передающиеся от родителей;
- слишком раннее, или наоборот, слишком позднее начало освоения речевого навыка у ребенка;
- изучение сразу нескольких иностранных языков;
- баловство и привычка коверкать слова, намеренно произносить их неправильно, подражать и передразнивать чужую речь.
СИМПТОМЫ ЗАИКАНИЯ:
- повторение звуков, слогов;
- растягивание звуков и слогов;
- паузы (блоки) молчания.
Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.
Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.
К сопутствующим симптомам заикания относятся:
- тревога;
- беспокойство;
- моторные или вокальные тики;
- напряжение мышц лица.
Ребенок начинает проявлять избегающее поведение - он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон - лабильностью.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ
Полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода.
Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), способствующее нормализации функций нервной системы ребёнка и создающее благоприятный фон для психотерапии, для активной работы учителя-логопеда.
Психотерапевтическое воздействие, которое поводится на протяжении всей коррекционно-педагогической работы.
*Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей.
*Воздействие окружающих на личность заикающегося ребёнка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу, осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-педагогиеской работы.
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами коррекции и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-психолого-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедура, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, занятия по психологической коррекции, воспитательные мероприятия. Их цель – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная адаптация и адаптация заикающегося.
КОГДА НАЧИНАТЬ КОРРЕКЦИЮ?
В данном случае имеет смысл руководствоваться принципом «чем раньше, тем лучше». Ведь заикание представляет собой очень серьезное испытание для ребенка, поскольку является препятствием не только для выражения своих мыслей и переживаний, но и мешает общению с другими детьми. Желательно начать коррекцию заикания еще в раннем детстве и сделать все возможное, чтобы свести его проявления к минимуму еще до начала школьного обучения. Самый идеальный вариант — отправиться на прием к специалисту, когда речевой дефект только успел себя проявить.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ЗАИКАТЬСЯ
- Взять себя в руки и не паниковать.
- Попытаться разобраться в причинах.
- Ликвидировать их.
- Создать дома спокойную обстановку. Не ссориться при нём и не конфликтовать.
- Найти правильную тактику воспитания. Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.
- Повременить с оформлением в детский сад.
- Исключить шумные игры и шумные детские (взрослые) компании.
- Ограничить просмотр телепередач, особенно вечером.
- Уменьшить интеллектуальную нагрузку и физическую (занятия спортом).
- Если у ребёнка много игрушек, оставить только любимые, остальные убрать.
- Выработать у ребёнка уверенность в себе (хвалить, убеждать: «У тебя всё обязательно получится, молодец!)
- Как можно реже ходить в гости. Не приглашать часто к себе гостей.
- Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.
- Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова. Не передразнивайте его.
- Не надо акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребёнка жалеть его.
- Свести к минимуму с ним беседы. На некоторое время перейти на общение с помощью жестов и рисунков, а также на шёпотную речь и пение.
- Постарайтесь удержать от речи ребенка, когда он плачет, особенно рыдает.
- Избегайте ситуаций, которые расстраивают.
- Стараться делать всё по режиму, чтобы один день жизни ребёнка мало чем отличался от другого: в одно и тоже время он должен спать, есть, играть и т.д.
- Перед сном желательно читать тихим убаюкивающим голосом хорошо знакомые и любимые сказки.
- Не надо ругать ребёнка, если он чего-то боится, например, темноты, собаки. Помогите избавиться от страхов.
- Старайтесь не предъявлять слишком высокие требования к ребёнку.
- Привлекайте детей к спокойным домашним делам. Приучите к настольным играм.
- Успокаивают нервную систему игры с песком и водой.
- Полезно петь и танцевать под музыку.
- Давать как можно больше ребёнку душевного тепла и ласки.
- Следите за своей речью, она должна стать образцом (речь плавная, тихая, спокойная, медленная с правильным произношением звуков) для вашего малыша.
1. Режим молчания (3-5 дней).
2. Использование шёпотной речи «Игрушка заболела» (несколько дней).
3. Распевать гласные звуки а…, о…, у…, ы…,и…; а-о-у-ы-и. Постепенно включать сонорные и носовые согласные (р, м, н). Общение в семье «переходит в режим пения».
4. Переход к привычной речи должен быть постепенным. Речь родителей должна быть спокойной, чёткой, благозвучной, хорошо интонированной, лаконичной (краткой).
5. Речь с дирижированием на каждый гласный звук для улучшения речевого самоконтроля и замедления темпа. (Игра в волшебника, который говорит медленно, выразительно, красивым сказочным загадочным голосом). Согласование речи с движением т.е. чтение стихов по слогам синхронно с движением рук, ног, пальцев рук, на шаг, с хлопками и т.д.
Подготовила учитель-дефектолог Елсакова В.А., используя следующую литературу:
1. Белякова, Л.И. Заикание / Л.И. Белякова, Е.А.Дьякова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416с.
2. Бурлакова, М.К. Советы логопеда / М.К. Бурлакова. - М., 2001. - 36 – 40с.
3. Волкова, Г.А. Взаимоотношения в семье заикающегося ребенка. Заикание: проблемы теории и практики / Г.А. Волкова. - М., 1992.
4. Гегелия, Н.А. Родителям о заикании детей и подростков: Советы, рекомендации / Н.А. Гегелия. - Дефектология, 2000. № 5. - 66 – 71с