Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Тропа здоровья

Дата: 4 июля 2022 в 20:13, Обновлено 21 ноября 2023 в 15:35
Автор: Козик Е. В.

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ
«Тропа здоровья»

(для детей разных возрастных групп и их родителей)

Тип маршрута: Велосипедный,  пеший.

Описание маршрута:

«Тропа здоровья» находится в г. Солигорске в районе пересечения улиц Козлова и пр. Мира на территории лесопарковой зоны.

«Тропа здоровья» является зоной отдыха.  Это  одно из любимых мест солигорчан как для прогулок, так и для спорта.Асфальтовые покрытия, которые образуют замкнутый круг, освещение дорог, лавочки и новые спортивные площадки - всё это оценили многие семьи, спортсмены, дети и люди пожилого возраста.  На  тропешироко представлен растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветы), животный мир (птицы, насекомые, животные).

Что взять с собой:

Скейты, велосипеды, ролики, самокаты, (зимой - санки, лыжи), мяч, бадминтон,  лупу, цветные мелки, папку для гербария, фотоаппарат (смартфон, видеокамера).

Что рассмотреть и о чем рассказать:

Придя на «Тропу здоровья», обратите внимание детей на разнообразие растительного мира. Покажите ребенку сосны,  ели, клены, березы, дубы и др. деревья и кустарники. Обратить внимание детей на растения. Вспомните формы, части растения, какие условия необходимы для нормального роста и развития, какую функцию несут части растения (ствол, корни, листья), чем деревья и кустарники отличаются друг от друга и какие у них есть сходства (найти их на участке, рассмотреть).

Дайте детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны другу. Лес похож на парк, в котором дети часто гуляют с родителями, только гораздо больше. Самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жилье: роют норы, вьют гнезда. Лес кормит их. Звери и птицы употребляют в пищу различные части растений: семена, ягоды, ветки деревьев, листья и т.д. Животные боятся людей. Их нельзя пугать и обижать. В лесу живут хищные звери, они опасны для других животных и человека. К ним нельзя близко подходить. Дикие животные без причины на людей не нападают, а стараются убежать.

Поочередно находите растения, рассматривайте и рассказывайте о них. Наблюдайте за животным миром, слушайте звуки природы.   В летний период в лесной зоне можно с легкостью найти плоды лесной малины, земляники и черники. В грибной период можно пройтись с корзинкой и насобирать лисичек, зеленок и подзеленок,  а если повезет, то и встретите боровики.   Собирайте листья, растения в папку для гербария, фотографируйтесь.

Использование объекта:

  • Наблюдение за птицами, насекомыми, животными.
  • Знакомство с растительным миром. (травы, деревья, кустарники, цветы, ягоды).
  • Сбор ягод и грибов.
  • Знакомство с ландшафтомлесной зоны.
  • Игры с водой.
  • Игры на детских игровых и спортивных площадках.
  • Катание на роликах, велосипедах и скейтах.
  • Рисование мелками на асфальте.

Во время прогулки:

Найдите на прогулке дуб. Рассмотрите его, найдите  под дубом желуди и рассмотрите их. Загадайте загадку.

Расскажите ребенку, что осенью у дуба листья облетают неохотно и медленно, как будто не торопятся лететь на землю. И когда уже весь лес облетел, у дуба всё еще есть листья. А некоторые дубовые листочки вообще не облетают, так и остаются на ветках на зиму. Вот как об этом написала в стихотворении Ирина Токмакова.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.

Спросите ребенка: Почему дуб называют великаном? Почему его называют долгожителем? (потому что он «долго живет») Как еще можно сказать про дуб, он какой? (Могучий, сильный, большой, огромный, великий, ветвистый, высокий, густой, коренастый, корявый, курчавый, приземистый, развесистый, раскидистый, толстый, вековой,  древний, столетний, величавый, величественный, старый, молодой и т.д.).

О сильном, крепком, здоровом человеке говорят: «Он крепкий как дуб». Почему так говорят? О ком из сказочных героев можно так сказать? (Вспомните героев из известных Вашему ребенку произведений. Можно рассказать про русских богатырей из былин или про героев волшебных сказок, которые преодолевали препятствия и показывали свою удаль и силу в борьбе со Змеем Горынычем или Кощеем Бессмертным, вспомните и бравого солдата из многих народных и авторских сказок). Когда будете смотреть мультики или читать сказки, вспоминайте это выражение время от времени, спрашивайте, о ком из героев можно так сказать и почему.

Загадайте загадки про другие лесные деревья:

Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)

Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит, колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

Поиграйте с ребенком в речевое упражнение на развитие языкового чутья. Спросите его, начните фразу, а он закончит:

У дуба листочки дубовые.
А у осины? -… осиновые
У березы? — … березовые
У рябины? — … рябиновые
У клена? — … кленовые
У тополя? — … тополиные

Если ребенок ошибся, то просто скажите: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди называют эти листья иначе», и назовите правильно. Неправильный вариант ребенка повторять не стоит. Образовывая новые слова, ребенок находится в роли экспериментатора-исследователя, поэтому здесь ошибки не проигрыш, а пусть к развитию!

Задание ребенку: Еще раз внимательно рассмотри листья дуба. А теперь постарайся найти их на этой картинке – путанице. Осенний ветерок перепутал все листья. Помоги разобраться, где здесь листья дуба. А где листок березы? Осины? Клена? Рябины?

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева

Детям о ягодах

   Ягодку сорвать легко —
    Ведь растет невысоко.
    Под листочки загляни-ка —
    Там созрела... (земляника)

    Эту ягодку найдете
    Не в саду, а на болоте.
    Круглая, как пуговка,
    Красненькая... (клюковка)

Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.

Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика) 

Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)

Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками... (малина)

     Много темно-синих бус
     Кто-то уронил на куст.
     Их в лукошко собери-ка.
     Эти бусины —... (черника)

Ягода — небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарничков и травянистых растений, растущих в лесах и садах.

Прочитайте стихотворение.

Ягодки, как шарики,
Россыпями бус.
Яркие фонарики,
Сочные на вкус.
Ягодки все разные:
Голубые, красные,
Кислые и сладкие,
Ворсистые и гладкие.
Соком ягоды полны.
И целебны и вкусны!

Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника — это ягоды. В зависимости от места произрастания их называют лесными или садовыми. К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. К ним относятся брусника, голубика, калина, клюква, черника.

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить их. Правильно! Малина бывает и садовой и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше. Смородина и земляника тоже бывают садовыми и лесными.

Когда в садах и лесах созревают ягоды, у ягодников много забот! «В ягодный год — дел невпроворот!» — говорится в народе.

Ягоды нужно собрать, перебрать, промыть и тут же сварить варенье, джем или компот, приготовить мусс, желе или сок.

За лесными ягодами ягодники отправляются с корзинками,  лукошками и ведрами в лес. Самой первой наливается соком, становится душистой и сладкой «царица ягод» земляника.

«Первую ягодку кладут в рот, а вторую в кузовок», — примечают люди. На вырубках, возле еловых и сосновых пней, на солнечных косогорах, опушках, полянах зажигаются алые огоньки земляники. Манит, зовет земляника ребятишек в лес!

Чуть позже поспевает малина, следом за ней — черника. «Когда черника созревает — озимых хлеб к жатве готов», — примечали крестьяне в старину.

Зреет черника под песни комариные. В самом деле, когда поспевает эта ягода — лето в зените. Дни долгие, теплые, солнечные, омытые сверкающими звонкими ливнями. Комарам и мошкам — приволье! «Много мошек — готовь для ягод лукошко», — гласит народная примета.

4 августа называют днем Марии Ягодницы. В это время в лесах собирают чернику и голубику.

Ответьте на вопросы

Какие плоды называют ягодами?
Какие ягоды созревают в саду?
Какие ягоды люди собирают в лесу? На болоте?
Какие ягоды можно встретить и в саду и в лесу?
Какая ягода самой первой созревает в лесу?
Какие народные приметы связаны с созревающими лесными ягодами?
Какие полезные вещества есть в ягодах?
Какие звери и птицы любят лакомиться ягодами?

Детям о грибах

Грибы – загадочные организмы, которые ученые выделяют в отдельное царство – царство грибов.Огромное количество грибов существует на Земле, некоторые из них опасны, а некоторые, наоборот, очень полезны для человека. Одни едва заметны человеческому глазу, а другие достигают довольно-таки внушительных размеров. Одни человек употребляет в пищу, а другие обходит стороной. И конечно, их нужно знать в лицо, даже детям. Так что же рассказать детям о грибах?

Грибы – это особые организмы, которые растут на земле и имеют очень не продолжительный срок жизни (примерно, 7 дней). Растут грибы преимущественно вблизи деревьев. Почему именно вблизи деревьев, в лесу или посадке? Такое место обитания объясняется тем, что грибы не могут самостоятельно обеспечить себя всеми необходимыми для существования веществами, как это делают, например, растения. А вот через корни деревьев получить продукты, которых не хватает, – это очень даже просто для грибов.

Из чего состоят грибы?

Сами грибы, которые мы употребляем в пищу, состоят из ножки и шляпки, поэтому их и называют – шляпочные (это лишь одна из разновидностей, существующих на Земле, грибов). Шляпка и ножка – это плодовое тельце гриба. А основная его часть находится под землей и называется грибница. Грибница – это сплетение тонких ниточек, которые пронизывают весь верхний слой почвы. Грибница, на самом деле очень большая, она может быть такой большой, как целая комнаты и весить почти как слон или бегемот, но только мы ее не видим – она под землей.

Но вернемся к шляпкам грибов, ведь они то и позволяют нам отличать грибы друг от друга. Шляпки у грибов очень разные и по размеру, и по цвету, и по форме и по характеру поверхности (плотная, мягкая, гладкая, шершавая, маслянистая и т. д.). По шляпке человек определяет вид и название гриба, а уже по ним может сказать съедобен гриб или нет.

К съедобным грибам относят : опята, подберезовики, подосиновики, белые грибы и т. д. К несъедобным – опасным грибам относят мухомор, бледную поганку, ложные опята и т. д.

Несъедобные грибы, как правило, ядовиты. Один съеденный маленький кусочек ядовитого гриба может привести к смерти человека. Об этом должны знать и взрослые, и дети! Самым известным и самым ярким представителем опасных ядовитых грибов является мухомор, и ваш малыш, наверняка, уже ни раз видел его на картинках в книжках. Вместе с ребенком рассмотрите на картинках ядовитые грибы и поищите их в лесу.

Расскажите о том, что ни в коем случае их нельзя даже трогать руками. Но кроме грибов, которые резко отличаются от съедобных представителей грибного царства, есть еще и ядовитые двойники съедобных грибов, например, ложные опята или лисички. И они тоже опасны для здоровья человека.

Расскажите ребенку о том, кому и для чего нужны грибы:

- людям для употребления в пищу: грибы солят, маринуют, жарят, варят, используют как начинку для пирогов, готовят много всяких вкусных блюд.

-животные также употребляют грибы в пищу и даже запасают их на зиму. Интересно, но даже ядовитые для человека грибы, могут очень быть полезны для животных. Белки, например, едят даже мухоморы.

- для деревьев, трав и цветов грибы настоящие друзья. В процессе жизнедеятельности они обмениваются необходимыми веществами и помогают друг другу расти. И тут не важно съедобный гриб или нет. Так, например, мухомор лучший друг соснам, березам, елям и другим растениям.

- для леса, в целом, грибы полезны тем, что помогают перерабатывать остатки растений, пни, упавшие ветки. Грибы – санитары леса.

Загадайте малышам загадки:

Кто растет в лесу                                              Возле леса на опушке,
У дорожки?                                                        Украшая темный бор,                              
Есть у них шляпки                                            Вырос пестрый, как Петрушка,
И ножки. (Гриб)                                                 Ядовитый. (Мухомор)

Если заберусь в корзину –                               Водят дружный хоровод
Будет вам запас на зиму.                                 Рыжие сестрички.
Очень я хорош на вкус!                                    Каждый сразу тут поймет:
Догадались? Это … (Груздь).                          Перед ним … (Лисички).

На пеньке сидит отважно                                Я, поганка не простая, —
Кучка храбрецов-ребят.                                   Очень ядовитая.                          
Их легко узнает каждый:                                  Да, представьте, я такая,
Кто ж не знает про ….(Опят)                           Тайной вся покрытая! (Бледная поганка)

Маленький совет: дети очень любят относиться к грибам как к друзьям, с которыми можно пообщаться, узнать их секреты, поделиться своими тайнами. Поэтому проще всего сравнить название гриба с именем ребенка. Скажите ребенку, что у него есть имя  (назовите имя ребенка, например,  Миша или Аня). Также и у грибов тоже есть имя. У каждого вида грибов свое названия — свое имя и фамилия. И это имя нужно знать и запомнить и уметь отличать грибы друг от друга. Ведь ты никогда не перепутаешь Аню и Пашу? Правда? Потому что ты хорошо их знаешь, знаешь, как они выглядят. И всегда узнаешь их и правильно назовешь по имени.  Так и грибы нужно знать и не путать, знать по именам.

Но у грибов есть не только имя как у нас, у них есть еще что-то очень интересное!Мы живем в городах и домах, и у нас есть адрес. Спросите у ребенка, в каком городе он живет и какой у него адрес? Зачем нужно знать свой адрес наизусть? Оказывается, и у грибов есть  свой адрес! По этому адресу гриб всегда можно найти. Но этот «грибной адрес» знают не все, а только самые — самые внимательные  к природе люди.Сейчас мы с вами постараемся этот адрес отгадать!

Поговорите с детьми о том, что каждый гриб «любит» своё дерево и свой лес и живет только по своему адресу.  Например, что мы можем найти под сосной? Конечно же, маслят или белые грибы — боровики. -Боровик — это царь среди всех грибов. Ножка у них толстая — как картофелина. Шляпка коричневая, мякоть белая, крепкая, вкусная. Белые грибы — боровики — и сушат, и варят, и жарят. Адрес этих грибов: «сосновый бор». Там их можно найти. А под березой, на лужайках и на скошенных полянах — подберезовики. Подберезовики по одному обычно не растут. Рядом с одним всегда другой растет. Под осинами — подосиновики. На пнях живут и растут опята. В сосновых  и еловых лесах много маслят с блестящими шляпками.

А где живут грибы лисички — дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах. Рыжики любят хвойные леса — ельники и сосняки.

 ПОЧЕМУ ГРИБЫ ТАК НАЗЫВАЮТСЯ? ОТКУДА ПРОИЗОШЛИ ИХ НАЗВАНИЯ?

Имена грибов очень интересны. Не просто так эти имена придумали. О многом могут нам эти слова рассказать. Рассмотрите с ребенком разные грибы на картинках  и догадайтесь, почему они так называются.

Не говорите ребенку сразу же правильный ответ! Важнее не узнать "как правильно"  и запомнить это, а научиться думать, сравнивать, догадываться, рассуждать, воображать. Поэтому сначала порассуждайте, и только потом расскажите, откуда на самом деле произошло название гриба.

Например, всем известен гриб подберезовик. Достаточно вслушаться в это слово, чтобы понять, где искать гриб — под березой, в березовых рощах, в лесах, в которых растут березы. Подберезовик даже похож на березку — у него высокая белая ножка с темным узором — чешуйками. Поэтому он так и называется. Это друг березы.

А где надо искать подосиновик? Под каким деревом? Конечно, под осиной. Ведь не зря же он "подосиновик". Называю еще это гриб так: "Красноголовик" - догадались, почему? Потому что шляпка у него красная. Как будто "красная голова",вот и назвали, "красноголовик". И похож он на осину тем, что листья у осины красные, оранжевые, как шапочка подосиновика. Не сразу его заметишь в опавшей листве похожего цвета!

Почем так назвали гриб — рыжик? Рыжий цвет! Гриб действительно ярко-рыжий — и шляпка, и ножка. Рыжик растет в хвойном лесу, где почти нет трав и где он сразу же заметен своим рыжим цветом. Вот и назвали его люди очень ласково — "рыжик". А кого еще называют "рыжиком"? (лисенка, рыжую собачку, котенка рыжего цвета)

Гриб — дождевик особый, без шляпки и без ножки. Если на него наступить — то кожура лопнет, и пойдет темный дымок. Поэтому еще называют этот гриб "дедушкин дымок".

Грузди растут всегда дружно, рядышком  — как "груда". Что такое груда? Это означает, что грибы растут очень — очень близко друг к другу  большой семьей. Их всегда много рядышком. Попробуйте сделать с ребенком груду из камней или вещей. Потом разложите вещи далеко друг от друга — это уже не груда. И снова сделайте груду. Вот так и грузди растут рядом — грудой. Даже слово такое есть в русском языке «сгрудились», то есть очень -очень близко друг к другу встали. Грузди любят смешанный лес и березки.

Масленка так назвали из-за его масляной шапочки. Шляпка у маслёнка как будто смазана маслом и блестит на солнце.

Боровика так назвали от слова "бор",  потому что он растет в сосновом и еловом бору. А белыми эти грибы называют, потому что мякоть  их белая и не темнеет при варке и сушке, остается всегда белой. Скорее всего, ребенок не догадается, т.к. никогда не варил грибы. Поэтому если будете их варить — покажите ему мякоть белого гриба. Или покажите сушеные белые грибы, чтобы он убедился, что это действительно так.

Лисички свои ярко — оранжевым цветом напоминают лису, поэтому так и называются. И шляпка, и ножка у них ярко — рыжая. А растут они всегда дружными семейками.
Моховики растут среди мягкого мха. Торчат из мха их шапочки, хорошо видны, легко собирать. Даже поговорка такая есть: "Всяк моховик жить во мху привык".

Сыроежки — грибы с разноцветными шляпками. Так их назвали, потому что их не надо варить для засолки. У сыроежек шляпки разного цвета — красные, лиловые, желтовато- бурые в зависимости от условий, где рос гриб. Поэтому их еще называли "горянки" (от слова "гореть") и даже говорушки! А вот почему их называли "говорушки" можно только догадываться!

Волнушки так называются потому что на шляпке у них волнистые круги. Наверное, Вы так подумали? Может быть, это и правда. Но согласно этимологическому словарю, причина такого названия гриба совсем другая! Название гриба действительно произошло от слова "волна". Только в древности это слово означало — "шерсть". У волнушек ворсистая как будто немного шерстяная шляпка. Вот и назвали эту шляпку "шерстяной", а гриб —  "волнушкой".
А это что за странное имя — "опята". От чего оно произошло? От слова "пень", "около пня". Любят расти опята на пнях и на засохших поваленных деревьях. Прочитайте детям сказку Эдуарда Шима "Храбрый опенок".

Каждый раз, когда мы идем в лес, мы его приветствуем и всегда благодарим за все наши находки! Это культура отношения к природе, которая закладывается с первых лет жизни. И каким вырастет ребенок — будет ли он воспринимать лес как что-то дикое и незнакомое  и поэтому станет засорять и губить его или будет воспринимать лес как друга  и помощника — зависит в том числе и от этой культуры. Сказки про грибы в том числе воспитывают уважение к природе, понимание ее и восхищение ей!

Во время отдыха

Расположитесь на отдых в полутени на удобных скамейках. Обратите внимание на то, что в лесу много птиц и насекомых. Предложите ребенку поиграть в игру «Узнай  и найди». 

Взрослый читает детям загадки о насекомых и птицах, деревьях и кустах,   ребенок  должен отгадать загадку и по возможности показать отгадку.

А в траве зеленой тихо
Скачет по травинкам лихо.
Весь в зеленом человечек
Шустрый маленький …
(Кузнечик)

Среди высоких буйных трав спрятались кузнечики. Они стрекочут так весело и звонко, словно играют на маленьких скрипочках.

Заметить поющего кузнечика в густых зарослях нелегко: ведь он такой же зеленый, как листья и стебли растений. 

Спросите у ребенка,  знает ли он, где находятся у кузнечика уши?

Представьте себе — на ногах! Тонкая щель на голенях передних ноги есть уши кузнечиков.

А вот «поют» кузнечики с помощью крыльев. На основании правого подкрылка у кузнечика есть маленькое «зеркальце» — прозрачная пластинка в рамке из толстой жилки, на левом подкрылке — тоже пластиночка, только непрозрачная, матовая. Окружающая ее жилка снабжена зубчиками и играет роль «смычка». Кузнечик трет одно крыло о другое и слышится стрекотание.

Они питаются соком растений, нектаром цветов, насекомыми. Да, да, кузнечики — хищники! Они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой или вкусной личинкой.

Всех жуков она милей
Спинка аллая у ней,
А на ней кружочки-
Черненькие точки.  (божья коровка).

Спросите у ребенка, почему этого жучка назвали так?

Оказывается, все неспроста. Корова дает молоко, «коровка» — тоже. На сгибах ножек этого насекомого при малейшей опасности выступают капельки оранжевой жидкости. Вот только «молочко» это неприятное на вкус и плохо пахнет. Почему зовут коровку «божьей»? Жучок производит впечатление незлобного и трогательного создания — видимо причина в этом.

Число пятнышек никак не связано с возрастом божьих коровок. Не все божьи коровки красного цвета, есть очень много других видов. Жидкость, которую выделяет насекомое, и яркая окраска отпугивают врагов, предупреждая о «несъедобности» хозяйки. Если ящерица или птица не поверит «на слово» — получит доказательство своей ошибки незамедлительно!

Божья коровка — хищница. Берегись, тля! Кыш, паутинный клещ! Нечего высасывать соки из молодых растений! Работы у красных коровок много, а еды всегда вдоволь. Так что недаром божью коровку так любят огородники.Как только на полях появляется первая зелень, божья коровка начинает неустанно трудиться. Один жучок божьей коровки уничтожает за день до 200 насекомых. Еще лучший аппетит у личинок.

Само собой, убивать божью коровку нельзя. Можно почитать ей стишок и отпустить. По древним поверьям, коровка живет на небе и лишь иногда спускается на землю. У нее можно узнать, какая будет погода, удастся ли урожай.

Муравьи – одни из самых древних насекомых на Земле. Они жили ещё при динозаврах, но в отличие от последних дожили до наших дней. Это социальные насекомые, нет ни одного вида среди муравьев, который бы вёл одиночный образ жизни. Раньше считалось, что муравьи никогда не спят, а всё время трудятся на благо своего муравейника. Однако недавние исследования доказали, что муравьи спят прерывисто по пару минут (внешне это выглядит как зависание), примерно 100 раз в сутки, а это около 8 часов.

Муравьи – самые умные насекомые, их мозг состоит из 250 тыс. клеток. Некоторые виды муравьев известны тем, что они пользуются инструментами для своей работы, при этом они способны думать и выбирать наиболее подходящее орудие.Муравьи могут переносить объекты, масса которых в 10-50 раз превышает их собственный вес.

Самые маленькие муравьи имеют длину около 1 мм, а наиболее крупные могут достигать 5 см в длину.В муравьиных семьях разные особи выполняют разную работу. Существуют няньки, добытчики еды, сторожи, строители, доильщики тли и другие разнообразные «профессии». Королева муравьев занимается исключительно откладыванием яиц. Рабочие муравьи живут до 3 лет, королева муравьев может жить и царствовать до 30 лет.

Муравьи имеют два желудка. Один желудок необходим муравью для переваривания собственной пищи. Во втором желудке он хранит пищу, которой может поделиться с другим членом своей колонии. У муравьев нет ушей, но они чувствуют вибрации, что помогает им избегать опасностей, находить свою колонию или искать добычу.

Муравьи помогают окружающей среде. Они распространяют семена, опыляют растения, уничтожают вредителей и улучшают качество грунта. Будучи искусными строителями, муравьи строят муравейники из стеблей травы, щепочек, хвои, песка, являясь тем самым чистильщиками леса.

Чем заняться

1.Рисуем мелом на асфальте.

2. Играем и занимаемся на спортивных  площадках.

3. Катаемся на роликах, велосипедах, самокатах, скейтах. 

Отдых за городом, в лесу или парке – что может быть лучше для ребенка, чем активное времяпрепровождения на свежем воздухе? Предлагаем вашему внимание детские игры, которые помогут малышу ближе познакомиться с живой природой и приятно провести время. Активные игры для детей на свежем воздухе помогают развивать ловкость, скорость реакции, гибкость, координацию движения.

«Ехал царь по лесу»

Ехал царь по лесу, по лесу, по лесу Нашел себе принцессу - 3 р Давай с тобой попрыгаем - 3 И ножками подрыгаем - 3 Мы ручками похлопаем - 3 И ножками потопаем - 3 Давай с тобой покружимся - 3 Ну, а потом подружимся -3
«Десятка»
В этой игре также участвуют все желающие. Перед игрой нужно собрать в лесу 10 предметов, но все они должны быть исконно лесными (например шишки, желуди, листочки). Их раскладывают на земле, и дети пытаются запомнить их все. Потом предметы накрывают, а ребят отправляют на их поиски. Они должны найти как можно больше таких же предметов, каких увидели. Кто принесет больше – тот и победитель.
«Фото на память»
Играют двое. Один исполняет роль камеры, другой – оператора. Камера закрывает глаза, и оператор ведет ее к какому-либо интересному месту. Камера «включается» (открывает глаза, когда оператор ее касается) и в течение 3-5 секунд «делает снимок» (запоминает), после чего «выключается» (закрывает глаза). Можно сделать несколько снимков, а после отправляться «проявлять» фотографии – рисовать все, что запомнилось. Потом оператор и камера могут поменяться ролями.  
«Знакомство с лесом»
В этой игре лучше, чтоб участников было не более 6. Нужно выбрать ведущего. Все остальные участники выстраиваются в цепочку и кладут руки на плечи впередистоящего. Им завязывают глаза. Ведущий становится первым. Он ведет детей по лесу, обращая внимание ребят на окружающие звуки, запахи, шорохи, перемены местности. Игроки должны как можно точнее запомнить местность посредством осязания, обоняния и слуха. После «путешествия» их просят нарисовать местность, по которой они путешествовали. Важно, чтобы никто не отвлекал играющих. Путь лучше всего прокладывать по богатой переменами местности с интересными пунктами: переменами солнечного света, подъемами и понижениями местности, возможно с пересечением небольшого ручейка и т.д. 
«Звуки леса»
Играют все желающие. Участники игры садятся, закрывают глаза и в течение 3 – 5 минут слушают все лесные звуки и шорохи вокруг себя. Потом обсуждают, что они слышали. Можно попросить их нарисовать тех, кому эти звуки принадлежат. 

«Точка зрения»
Играют все желающие. Каждый участник игры выбирает себе часть полянки. Он маркирует его каким-нибудь природным материалом, например веткой. После этого он получает лупу, с помощью которой он, ползая по траве, наблюдает травы, жуков, пауков, росинки и многое другое. Так дети могут исследовать мир с точки зрения гусеницы или муравья. Это достаточно интересно для детей дошкольного возраста. В конце игры просят детей нарисовать, что же они исследовали. Дополнительно можно подробнее рассказать ребятам об этих растениях и насекомых. 
«Оживление»
Участвуют все желающие. Участники игры делятся на две группы. До начала игры каждая группа ограничивает с помощью веток или веревки небольшой участок. Дети мастерят фантастических животных из природных материалов и расставляют их на своем участке так, чтобы они сливались с окружающей средой. Во время игры ребята ищут этих зверей на участках друг друга, потом дают им имена и придумывают, как они живут, таким образом их «оживляя».

«Радуга»
Играют все желающие. Каждый игрок получает по листу белой бумаги или картона и отправляется в лес собирать предметы самых разных цветов. Через некоторое время ребята собираются снова вместе, чтобы обсудить свои находки, поделиться впечатлениями. У кого вышла самая яркая радуга, тот и победил. 
«Найди свое»
Играют два человека. Повяжите на глаза ребенка повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву в зоне видимости с места где вы находитесь. Вести ребенка к дереву можно любыми путями, чтобы запутать игрока. Помогите «слепому» игроку исследовать дерево. Спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обхватить его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомых?». Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.  
«Найди пару»
Играют все желающие. Детям раздается по листку цветущих растений и через определенное время (5 или 10 минут) нужно отыскать цветок. В лесу можно раздать всем одинаковые листья какого-нибудь редкого для этих мест дерева и дать задание найти его. Естественно, кто первый – тот и победитель.

Источники:

1.Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Е.А.Панько (и др.); под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Мозырь: Белый ветер, 2016

2.Петрикевич, А.А. «Веселые игры по ознакомлению с природой: учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / А.А.Петрикевич. – Минск: Аверсэв, 2018. (Серия «Умней-ка!»).

3.Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич.- Мозырь: Белый ветер, 2016

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.