Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

«СОВРЕМЕННЫЕ ГАДЖЕТЫ, ДЕВАЙСЫ, ИНТЕРНЕТ. КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ В ТАКИХ УСЛОВИЯХ»

Дата: 2 апреля 2019 в 20:19, Обновлено 24 мая 2020 в 21:57
Автор: Козик Е. В.

Слово «гаджет» - английского происхождения, появилось предположительно в 1850-х или в 1880-х годах. Буквально переводится как  штуковина, приспособление, устройство, безделушка.

Сегодня гаджетами называют небольшие технические устройства, предназначенные для оптимизации нашей повседневной жизни, причем к ним относят даже умную одежду и электронные пластыри. Но чаще всего под ними все-таки подразумевают плееры, смартбраслеты, игровые приставки, т.е. все то, что подключается к компьютерам, планшетам или смартфонам.

Любое устройство, будь то компьютер, смартфон, планшет (правильнее будет обозначить все это как девайсы – от англ. «device» - «какие-либо технические устройства» вызывает неподдельный интерес ребенка и  надолго захватывает его внимание. То, что знакомство ребенка с подобными устройствами и интернетом произойдет достаточно рано, понимают не только родители и педагоги, но и ученые, в том числе медики, которые предлагают ряд научно обоснованных рекомендаций по организации работы детей за компьютером или другим девавайсом. В частности, они научно обосновывают, что начинать общение с информационными устройствами ребенку лучше в возрасте не ранее 5 лет. При этом средняя дневная норма составляет 7-10 минут для детей 5 лет и 10-15 минут для детей 6-8 лет. Эти нормы существуют с конца прошлого века и до сих пор остались неизменными. Но давайте спросим себя: реально ли их соблюсти в современных условиях?

Конечно. Это риторический вопрос. Дети сегодня другие. Они растут, погружаясь в бесконечные потоки яркой и насыщенной информации. Они переносят принципы действия онлайн-режима и сенсорных дисплеев в реальную жизнь. Например, полуторагодовалый малыш подойдя к окну, пытается пальцами «увеличить»заинтересовавшую его птицу, сидящую на дереве. Происходит уникальный процесс: реальность познается через цифровой мир и с помощью информационных устройств. 

Дети и гаджеты

Давайте признаемся честно: сегодня дети начинают пользоваться компьютерами, смартфонами, планшетами и гаджетами чуть ли не с года. Такое раннее погружение вполне естественно, ведь все эти устройства являются неотъемлемыми атрибутами нашей с вами жизни.

Основная задача этой статьи – выделить приемы, способные максимально уменьшить негативное влияние онлайн-погружения и сберечь здоровье ребенка.

Начнем, пожалуй, с вреда. Как утверждает авторский коллектив под руководством доктора медицинских наук, профессора Л.А.Леоновой, при работе с компьютерами, планшетами, смартфонами и гаджетами в первую очередь страдает зрение. Также подобная деятельность влияет на осанку, тонус мышц, прежде всего шеи и плечевого пояса, при определенных условиях затрагивается слух. Почему

это так вредит ребенку? Прежде всего потому, что большинство систем его организма находятся в процессе активного развития.

Когда ребенок младше семи лет смотрит мультфильмы или играет в развивающие игры, постоянно меняющиеся условия на экране держат еще несовершенную аккомодационную систему его глаз в постоянном напряжении. В результате утомления зрительного анализатора повышается частота и теряется равномерность движений глаз. Это отражается на работе мозга и регуляционных механизмах психики. Результат – нервное перенапряжение.

Ещё один значимый фактор – малоподвижность в процессе игры или просмотра мультфильмов. Ваш малыш не может усидеть на месте 3-5 минут. А тут экран приковывает его внимание на несколько часов. Недостаточная двигательная активность и неправильные позы ребенка негативно сказываются на формировании костно-мышечной системы, приводят к нарушению осанки, гипертонусу мышц.

Исследования также доказали, что большинство компьютерных игр – источник стресса. Даже предвкушение игры уже является стрессогенным фактором и приводит к выбросу адреналина и кортизола в кровь из надпочечников, что характеризует реакцию организма на стресс.

Ни для кого не секрет, что утомление и стрессы, особенно хронические стрессы и переутомление, - одни из основных причин разного рода болезней независимо от возраста. Когда превышен предел работоспособности клеток головного мозга и они не успевают вовремя восстановиться – жди беды в виде соматических и острых инфекционных заболеваний, на смену которым часто приходят нервно-психические и хронические. Поэтому важно вовремя заметить видимые признаки утомления ребенка. У каждого они индивидуальны: кто-то становится более пассивным, а кто-то, наоборот, чрезмерно активным.

Но дело не ограничивается просто физическим вредом, причиняемым компьютерами, смартфонами, планшетами и гаджетами. Речь идет о ЗАВИСИМОСТИ.  В ваших силах регулировать время просмотра программ, мультфильмов и игр на смартфоне, планшете и компьютере. Только это должно быть четко установленное правило. Понаблюдайте за своим ребенком: через сколько времени он переходит от одной деятельности или игры к другой в реальном времени? Через сколько времени «общения» с информационными устройствами начинает утомляться? Сколько времени можно давать ему на просмотр мультфильмов или электронные игры? Главное – не переборщить ни в сторону чрезмерного запрета (15 минут для современных здоровых детей слишком мало), ни в сторону вседозволенности (более одного часа ежедневного увлечения электронными игрушками и мультфильмами может привести к различным заболеваниям и недоразвитию, нарушениям зрения и опорно-двигательного аппарата).

Определить вред не составило труда, а в чем польза? Что же положительного в играх и развивающих мультфильмах?  Игры на компьютере, планшете, смартфоне или гаджете способствуют развитию памяти, внимания, воображения, ассоциативного и логического мышления малыша. Также развивается мелкая моторика и координация движений. Главное, чтобы нагрузка на анализаторы, физиологические и психические процессы не была чрезмерной. А для этого важно подбирать игры и мультфильмы, которые бы соответствовали возрасту ребенка. Сделать это в современных условиях достаточно просто: изначально искать развивающие игры и видео для определенного возраста.

Итак, мы рассмотрели и вред и пользу раннего приобщения ребенка к девайсам и интернету. Вывод один: во всем необходимо соблюсти равновесие. Это кажется парадоксальным, но, если вы полностью будете ограничивать доступ к современным техническим устройствам, ребенок с утроенной силой приобщится к ним, став старше и лишившись вашего чрезмерного контроля. Необходима спокойная реакция на желания ребенка и четкое следование правилу: строго отведенное время в день. Лучше использовать время в первой половине дня, время после обеда тоже допустимо, но не позднее чем за два часа до сна, чтобы ребенок не переутомлялся.

Пока у вас есть возможность самостоятельно выбирать развивающие игры и мультфильмы, обратите внимание на преобладание в них цвета. Желательно, чтобы цветные символы располагались на нейтральных белых и серых тонах, белые – на зеленом фоне. Наиболее предпочтительные цвета: желтый, зеленый, оранжевый. А вот дополнительную нагрузку на ребенка окажут сложные изображения с применением синего, красного и фиолетового цвета. Нежелательно использовать более семи цветов на одном кадре или игровой панели. Чем младше ребенок, тем вреднее для него мерцание, блики и отражения. В интернете сейчас практически все мультфильмы и игры имеют возрастную маркировку. Если вы используете материалы «не по возрасту», то ускоренно мелькающие картинки ребенок не сможет ни воспринять, ни понять.

Прежде чем вы познакомите ребенка с новой игрой – поиграйте в нее немного сами. Проанализируйте цвета, содержание, поведение героев, подумайте, чем она будет полезна, а чем может быть вредна для вашего ребенка.

Главное, чтобы игры и мультфильмы стали для ребенка источником новой полезной информации, а ваше присутствие, разъяснение или игры – еще одним увлекательным семейным занятием.

И все же как воспитывать детей в современных условиях – решать в первую очередь вам, родителям!

А.Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук.

Литература:

Бучкова. А. Современные гаджеты, девайсы и интернет. Как воспитывать детей в таких условиях?// Дошкольное воспитание. 2017, №1

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.