РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?
Ученые выяснили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное при современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Задания - игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, - выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу будут способствовать развитию пальцев рук.
Основное правило по развитию мелкой моторики: работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ НЕКОТОРЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
ГУСЬ
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.
ДЕРЕВО
У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета.
Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
ЛЕС
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
СТОЛ
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука сжата в кулак. Сверху на него опущена ладонь правой руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук.
ШАРИК
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
ОЧКИ
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большим и указательным пальцами изобразить очки.
СТУЛ
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь строго вверх. К ее нижней части приставляется правая, сжатая в кулак (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук.
ПАРОХОД
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх.
ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК МОЖНО ВЫУЧИТЬ С ДЕТЬМИ СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
- «КОЗА-ДЕРЕЗА» - вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные согнуть.
- «ЩЕЛЧОК» - сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.
- «ЗДРАВСТВУЙ ПАЛЬЧИК» - поочерёдно «здороваются» пальцы правой руки с левой (большой с большим, указательный с указательным и т.д.).
- «ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» - указательные и средний пальцы бегают по столу.
- «ЗАЙЧИК» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки; те же упражнения выполнять пальцами обеих рук («зайцы»).
- «ОСА» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им те же движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы») и др.
ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
- нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
- завязывание и развязывание узелков из верёвочек различной толщины;
- перематывание цветных клубочков ниток;
- игры на клавишных инструментах;
- сжимание и разжимание пористых губок, сжимание резиновой груши;
- игру с мелкими игрушками для развития тактильного восприятия;
- выкладывание фигур, узоров из ниток, палочек;
- раскладывание пуговиц, зёрен, желудей и т.д.
ВОТ НЕКОТОРЫЕ ФИГУРЫ ДЛЯ ВЫКЛАДЫВАНИЯ ИХ ИЗ ПАЛОЧЕК:
ГРИБ ЗАБОРЧИК РАКЕТА МАШИНА
ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!
Подготовила: Елсакова В.А., учитель-дефектолог
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.
- Воробьева Л.В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.