Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Дата: 3 января 2023 в 18:57
Автор: Козик Е. В.

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский

Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?
Ученые выяснили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное при современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Задания - игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, - выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу будут способствовать развитию  пальцев  рук.
Основное правило по развитию мелкой моторики: работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ НЕКОТОРЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ГУСЬ

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.

ДЕРЕВО

У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета.

Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

ЛЕС

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

СТОЛ

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука сжата в кулак. Сверху на него опущена ладонь правой руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук.

ШАРИК

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел - 
Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

ОЧКИ

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большим и указательным пальцами изобразить очки.

СТУЛ

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь строго вверх. К ее нижней части приставляется правая, сжатая в кулак (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук.

ПАРОХОД

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх.

ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК МОЖНО ВЫУЧИТЬ С ДЕТЬМИ СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  • «КОЗА-ДЕРЕЗА» - вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные согнуть.
  • «ЩЕЛЧОК» - сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.
  • «ЗДРАВСТВУЙ ПАЛЬЧИК» - поочерёдно «здороваются» пальцы правой руки с левой (большой с большим, указательный с указательным и т.д.).
  • «ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» - указательные и средний пальцы бегают по столу.
  • «ЗАЙЧИК» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки; те же упражнения выполнять пальцами обеих рук («зайцы»).
  • «ОСА» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им те же движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы») и др.

ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

  • нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
  • завязывание и развязывание узелков из верёвочек различной толщины;
  • перематывание цветных клубочков ниток;
  • игры на клавишных инструментах;
  • сжимание и разжимание пористых губок, сжимание резиновой груши;
  • игру с мелкими игрушками для развития тактильного восприятия;
  • выкладывание фигур, узоров из ниток, палочек;
  • раскладывание пуговиц, зёрен, желудей и т.д.

ВОТ НЕКОТОРЫЕ ФИГУРЫ ДЛЯ ВЫКЛАДЫВАНИЯ ИХ ИЗ ПАЛОЧЕК:

         

    ГРИБ                  ЗАБОРЧИК                 РАКЕТА                        МАШИНА

ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!

Подготовила: Елсакова В.А., учитель-дефектолог

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.
  3. Воробьева Л.В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  5. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  7. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  8. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
     
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.