С каждым годом увеличивается количество транспортных средств на улицах городов и поселков, возрастает интенсивность и скорость движения. В век автомобилей и высоких скоростей дорожное движение становится все более сложным. Для детей дорога представляет серьезную опасность. К сожалению, очень часто в результате несчастных случаев на дороге страдают дети.
Основные причины несчастий – переход проезжей части дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, неосмотрительность на проезжей части. Совершенно очевидно, что все названные причины – следствие незнания и невыполнения детьми правил дорожного движения. Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые.
С чего же начинается безопасность детей на дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Одними предостережениями, типа «Будь осторожен!», делу существенно не поможешь. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка в сочетании с личным примером родителей. Личный пример - это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Даже незначительные нарушения правил поведения на дороге, допущенные родителями, могут повлиять на ребенка самым негативным образом. Помните, если Вы нарушаете Правила, Ваш ребенок будет поступать так же!
Как только ребенок начинает ходить, его надо учить вести себя на дороге. Даже в то время, когда он передвигается, еще держась за мамину руку, грамотные родители начинают прививать малышу правила безопасности. Эти правила должны стать автоматическими, безусловными и не допускать сомнений в их правильности.
Многие водители рассказывают, что ребенок, который смотрит на автомобиль, как будто не видит его. Это объяснимо, так как ребенок часто погружается в собственные мысли и перестает замечать происходящее вокруг. Кроме того, у детей угол зрения меньше, чем у взрослых, поэтому они замечают меньше движущихся предметов, чем взрослые. Большинству детей свойственно недооценивать всю опасность движущегося автомобиля. Подростки чувствуют себя взрослыми, сильными и ловкими - и считают, что с ними никогда ничего не произойдет. Дошкольники вообще не склонны воспринимать машину как угрозу. Для них мячик, выкатившийся на дорогу, бывает гораздо важнее и ценнее, чем потенциальная опасность быть сбитыми. С этим вполне можно справиться, если заранее многократно "репетировать" - каждый раз, подходя к дороге, просить ребенка сосредоточиться. Со временем переключать мысли войдет в правило.
Ребенок должен понять и усвоить:
- проезжая часть улицы предназначена для автомобилей, а тротуар – для пешеходов,
- переходить дорогу можно только в установленных местах,
- ожидая разрешающий сигнал светофора возле дороги, нельзя толкаться, потому что можно упасть под колеса проезжающего автомобиля,
- переходя проезжую часть даже на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что рядом нет машин или что они остановились,
- переходить дорогу надо быстро, останавливаться нельзя, при этом не допускается бег через дорогу,
- играть рядом с проезжей частью недопустимо,
- выбегать на проезжую часть за упавшей во время перехода дороги игрушкой или укатившимся мячом нельзя.
По мнению автора книги "Безопасность вашего ребенка" Полы Статмен, при обучении любому навыку надо придерживаться следующего алгоритма:
- защищать детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками;
- подготовить детей, сообщив им необходимые сведения о безопасности;
- тренировать детей в овладении навыком под своим наблюдением;
- побуждать пользоваться теми знаниями, которые они получили;
- упреждать ситуации, в которых детям потребуются видоизмененные или новые знания и навыки.
Теперь посмотрим, как этот алгоритм можно применить к умению переходить улицу:
- Защита. Пока ребенок маленький, взрослый переводит его за руку (разумеется, соблюдая все правила!).
- Подготовка. Объяснить ребенку правила перехода: прежде чем сойти на проезжую часть, посмотреть в обе стороны улицы и на сигнал светофора. Если машин нет и горит зеленый свет - не мешкая перейти улицу.
- Тренировка. Каждый раз, попадая с ребенком на перекресток, обсуждать, чего нужно остерегаться, куда смотреть и когда можно переходить улицу. Переходя дорогу, нужно вновь и вновь повторять правила и задавать вопросы. Этот этап может продолжаться несколько недель (а лучше несколько месяцев).
- Побуждение и предупреждение. Вместе с ребенком сознательно выбирать сложные переходы, с активным движением, светофорами, трамваями, указателями и так далее. Переходя улицу, проговаривать принципы безопасности, объяснять значение знаков и возможности автомобиля, предлагать ребенку самостоятельно выработать поведение на перекрестке.
Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Необходимо научить ребенка быть внимательным и ответственным участником дорожного движения.
Поддерживайте и поощряйте соблюдение ребенком
правил дорожного движения!
Подготовил
заместитель заведующего по ОД
Козик Е.В.