ШЕСТИЛЕТНИЕ ДЕТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Решить, следует 6-летнему ребенку поступать в школу или лучше подождать год, значить определить, насколько он готов к школьному обучению.
Что такое психологическая готовность к школе?
То, что ваш ребенок умеет читать и считать уже в 4-5 лет, еще не значит, что он готов к учебной деятельности. Готовность ребенка к обучению в школе или «школьная зрелость» включает в себя несколько компонентов. Одним из первых является физическое развитие. Это прежде всего физиологическая перестройка организма, которая позволяет ребенку нормально включиться в учебный процесс (развиваются большие полушария головного мозга, совершенствуются двигательные реакции, происходят изменения в протекании основных процессов – возбуждения и торможения). Старшие дошкольники могут сдерживать свою импульсивность сознательно.
Второй компонент - интеллектуальная зрелость. К 7 годам ребенок должен уметь концентрировать внимание, выделять фигуру из фона. устанавливать связи между явлениями и событиями, уметь воспроизводить образец, логически запоминать. Развитие мелкой моторики руки и координация движений руки так же должны соответствовать возрасту.
Третий компонент - эмоциональная зрелость. Это ослабление непосредственных, импульсивных реакций, развитие умения выполнять не очень привлекательную работу (произвольность поведения).
Четвертый компонент - социальная зрелость. Это потребность в общении со сверстниками. Умение подчинять свое поведение законам группы, коллектива (произвольность поведения). Способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. Появление «внутренней позиции школьника», которая помогает формироваться мотиву учебной деятельности, является важным моментом в психологической готовности к обучению.
Итак, за основу готовности к школе принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.
Но самая главная предпосылка готовности – это исчерпанность предыдущего периода развития.
Ребенок должен уметь играть. Ведущая деятельность дошкольника - игровая. Основные новообразования дошкольного детства - умение играть в ролевые, сюжетные игры и, что самое важное для школы - в игры с правилами.
Шестилетние дети, в основном, этот период развития - игровой, еще не успевают завершить к моменту поступления в школу. Если ребенок «не доиграл», то школьная нагрузка для такого первоклассника может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов:
- капризности, плаксивости,
- страхам перед учениками и учителем,
- агрессивности или апатичности
- к отказу ходить в школу вплоть до соматических заболеваний.
Все психологи, работающие с 6-летними детьми приходят к одному и тому же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Ребенок еще не может воспринять ситуацию урока адекватно. Он считает оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: «Ты сделал неправильно», - это воспринимается: как « Ты плохой». Неустойчивость поведения (отсутствия произвольности) осложняет как работу самого ребенка на уроке, так и всего класса.
Шестилетний ребенок сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту. У него преобладает непроизвольная память (запоминается то, что интересно, а не то, что нужно запомнить). Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания еще не характерна для шестилеток в силу слабости развития самих мыслительных операций. Их мышление – наглядно-действенное и наглядно-образное, т.е. познание идет через манипулирование, действия с различными предметами, через игру. Играя, ребенок приобретает опыт практической деятельности, постигает свойства и качества предметов. В жизни шестилеток игра имеет большое значение. Это все еще их ведущая деятельность развития. Нужно прилагать много усилий чтобы помочь шестилетнему ребенку развивать абстрактно-логическое мышление через игру. Такие мыслительные операции, как, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, классификация – обязательно нужно развивать. В этом родителям могут помочь умные игры, развивающие умение малыша сравнивать и обобщать, а так же различные книги по развитию памяти, восприятия, внимания, речи.
Шестилетки значительно чаще, чем дети 6,5 - 7 лет (80% случаев) демонстрируют несформированность константности восприятия. С изменением формы воспринимаемого объекта они меняют и содержание. Так, например, при равном количестве палочек в двух заборчиках при уменьшении расстояния между ними в одном из заборчиков, на вопрос: «Где палочек больше?» ребенок показывает на забор, в котором расстояние между палочками не менялось. Действительно, зрительно там палочек больше, т..к они занимают больше пространства. Константность восприятия формируется у большинства детей к 6,5 -7 годам. От того, насколько развито у ребенка восприятие, зависит его успешность в овладения грамотой, счетом, письмом.
Еще одна проблема шестилеток в школе - неустойчивость их поведения (отсутствие произвольности) , которая осложняет как работу самого ребенка на уроке, так и всего класса. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое и привлекательное с его точки зрения.
Можно еще много говорить об особенностях развития 6-летних детей. Хочется, чтобы родители поняли, что как бы хорошо их ребенок не считал или читал, по уровню своего психического развития это все еще дошкольник. Включение этих детей в учебную деятельность требует особых условий - «дошкольного режима», игровых методов обучения и др. Поэтому, не нужно спешить отдавать малыша в школу, а лучше проконсультироваться у специалиста (школьного психолога), готов ли ваш ребенок к школьным нагрузкам, будет ли для него обучение в школе новым, радостным этапом в развитии или приведет к нервным срывам и соматическим заболеваниям. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности (мотивационной, интеллектуальной, социальной) влечет за собой отставание развития других, что определяет последующую успешность в школе и здоровье вашего ребенка.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб. - 2004.
Подготовила
педагог-психолог
Бокшиц Н.А.