Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Артикуляционная гимнастика

Дата: 18 февраля 2019 в 17:06, Обновлено 13 сентября 2019 в 11:38
Автор: Козик Е. В.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляцион­ная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляци­онная гимнастика.

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО

ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ

ГИМНАСТИКОЙ:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помо­щи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься учитель-дефектолог: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе.

  1. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться гово­рить правильно, чётко и красиво.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ

УПРАЖНЕНИЙ:

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы, что делает язычок, где он находится (ввер­ху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра­ста и усидчивости ребёнка.
  • Занимаясь с детьми младшего школьного возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • Со временем к детям требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.
  • Далее дети выполняют упражнения в быстром темпе и учатся удерживать поло­жение языка некоторое время без изменений.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

"Орешки"
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки; на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

Твердые орешки спрятали за щечкой,
Твердые орешки покатай немножко.

"Качели"
Улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.

Вверх – вниз, вверх – вниз,
На качелях прокатись.

"Чашечка"
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку доставай!

"Часики"
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Тик – так, тик – так,
Ходят часики вот так.

"Блинчик"
 Улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

Язычок наш отдыхает,
Блинчиком всех угощает.   
        
 

"Вкусное варенье"
Улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

Бабушка сварила вкусное варенье.
Мы оближем губки всем на удивленье.

"Гармошка"
Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю.

"Барабанщик"
Улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

Барабанщик сильно занят-
Барабанщик барабанит.

"Фокус"
На кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Сдуем ватку с носа,
Вот такой вот фокус.

"Лошадка"
Вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

Ты, лошадка, хвост не прячь,
На тебе помчимся вскачь.

"Пароход гудит"
Губы в улыбке, открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы...".

Пароход плывет, гудит,
Словно это синий кит.

"Слоник пьёт"
Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника", "набирать водичку", слегка при этом причмокивая.

Губками мы поиграем,
Сразу слониками станем.

"Индюки болтают"
Языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

Ходит по двору индюк,
Издает знакомый звук.

"Дудочка"
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Рот на дудочку похожий,
Вот подуть в неё мы можем.

"Заборчик"
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Вдоль забора я иду,
Шире губки растяну.

"Маляр"
Губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Красить комнаты пора,
Пригласили маляра.

"Грибочек"
Улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке присосать широкий язык к нёбу.

На лесной опушке
Вырос гриб волнушка.

"Окошко"
Широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно".

Губы, будто буква «О»,
Мы покажем вам легко.

"Чистим, зубки"
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны      "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи, и внутри,
Не болели чтоб они.

  "Киска"
Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

Киска, киска, киска, брысь,
На дорожку не садись.

"Загнать мяч в ворота"
"Вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в  ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).

Поиграем мы в футбол
И забьем в ворота гол.

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

Подготовила учитель-дефектолог Елсакова В.А.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.