ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО
ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
ГИМНАСТИКОЙ:
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься учитель-дефектолог: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ
УПРАЖНЕНИЙ:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы, что делает язычок, где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Занимаясь с детьми младшего школьного возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
- Со временем к детям требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
- Далее дети выполняют упражнения в быстром темпе и учатся удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
"Орешки" Твердые орешки спрятали за щечкой, |
|
"Качели" Вверх – вниз, вверх – вниз, |
|
"Чашечка" Любим пить мы крепкий чай, |
|
"Часики" Тик – так, тик – так, |
|
"Блинчик" Язычок наш отдыхает, |
|
"Вкусное варенье" Бабушка сварила вкусное варенье. |
|
"Гармошка" На гармошке я играю, |
|
"Барабанщик" Барабанщик сильно занят- |
|
"Фокус" Сдуем ватку с носа, |
|
"Лошадка" Ты, лошадка, хвост не прячь, |
|
"Пароход гудит" Пароход плывет, гудит, |
|
"Слоник пьёт" Губками мы поиграем, |
|
"Индюки болтают" Ходит по двору индюк, |
|
"Дудочка" Рот на дудочку похожий, |
|
"Заборчик" Вдоль забора я иду, |
|
"Маляр" Красить комнаты пора, |
|
"Грибочек" На лесной опушке |
|
"Окошко" Губы, будто буква «О», |
|
"Чистим, зубки" Чисти зубы, чисти зубы |
|
"Киска" Киска, киска, киска, брысь, |
|
"Загнать мяч в ворота" Поиграем мы в футбол |
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
Подготовила учитель-дефектолог Елсакова В.А.