МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ
Памятник Козлову В.И.
(для детей старших групп и их родителей)
Тип маршрута: пеший, велосипедный, автомобильный.
Описание маршрута:
На территории средней школы №5, в глубине сквера, стоит памятник Василию Ивановичу Козлову(скульптор Булыго В.И., архитектор Ткаченко С.Ф.), установленный в 1974 г. Именно в честь этого Героя Советского Союза названа улица Козлова и СШ №5. К слову, в этой школе имеется музей этого видного государственного деятеля Беларуси, организатора и руководителя партизанского подполья и партизанского движения на Минщине.
Что взять с собой: цветы, фотоаппарат (смартфон, видеокамера), инвентарь для уборки (щетки-сметки, вода, тряпочки)
Использование объекта:
1. Трудовая деятельность
2.Рассматривание памятника В.И.Козлову.
3. Знакомство с историей своей малой Родины
4. Возложение цветов.
Содержание маршрута:
Что рассмотреть и о чем рассказать:
Придя к памятнику, осмотритесь, если нужно убрать мусор, организуйте трудовую деятельность с ребенком. Возложите цветы к памятнику. Расскажите детям о войнах и партизанах, сражавшихся за нашу малую Родину. Прочтите стихи о войне.
Для сведения:
Василий Иванович Козлов родился в 1903, дер. Заградье, ныне Жлобинского района Гомельской области в крестьянской семье. В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 был оставлен в тылу врага уполномоченным ЦК КПБ по организации партизанского движения.
В июле 1941 года В.И.Козлов был назначен первым секретарем Минского подпольного обкома КП(б)Б. Зимой 1941-1942 годов руководил боевыми операциями партизан по разгрому гарнизонов противника в деревнях Кузьмичок, Пастолы, Долгое. С образованием Центрального штаба партизанского движения, в марте 1942 года, одновременно был назначен командиром Минского партизанского соединения. Его личное мужество, храбрость служили примером для партизан в их боевых действиях.
По инициативе подпольного обкома партии, которым руководил Козлов на острове Зыслов, что находится в Любанском районе, был построен первый на оккупированной территории военный аэродром, который сыграл важную роль в усилении борьбы против фашистов и связал между собой партизанские соединения Украины, Прибалтики, Чехии, Словакии, Польши.
Летом 1942 года Василий Козлов принимал участие в операции по разгрому крупного опорного пункта в Глусском районе.
За проявленную доблесть Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1942 года Василию Ивановичу Козлову за «отвагу и геройство, проявленные в партизанской борьбе в тылу против немецких захватчиков» присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
С сентября 1942 года он находился в Москве, работал в Центральном штабе партизанского движения. В июле 1943 года вернулся в Беларусь и вновь возглавил Минское партизанское соединение, которым руководил до освобождения области в июле 1944 года. В 1943 году ему присвоено звание генерал-майора.
Мало кто знает, но после войны именно Козлов "пробивал" в Москве решение о выделении средств на возведение в Солигорске первого, а затем и второго калийного комбинатов. В городе строилось жилье с опережением очереди. Когда другие города испытывали нужду в продовольствии и промтоварах, солигорские прилавки ломились от мясо-молочных продуктов. Зарплата шахтеров была недосягаемой для других отраслей. Самые знаменитые артисты и певцы, театры и ансамбли Союза считали за честь выступить перед тружениками ударной новостройки. За всем этим стоял мудрый, энергичный и болеющий за свое дело человек - Василий Иванович Козлов. Забота об укреплении страны, благосостоянии людей была смыслом его жизни.
Известность и уважение в народе позволили Козлову после войны занимать высокое положение в руководящих органах республики.
В 1969 году в школе № 5 г. Солигорска было создана пионерская дружина. Уже на одном из первых её заседаний пионеры решили бороться за присвоение ей звания Героя Советского Союза В. И. Козлова.
23 сентября 1970 года состоялась закладка сквера во дворе школы. В ней принимали участие лучшие пионеры и комсомольцы школы. Первую березку посадила в сквере Прокопович Анастасия Антиповна со словами: «Пусть эта берёзка чувствует себя на солигорской земле также хорошо, как чувствовал себя Василий Иванович.
В 1972 году пионерской дружине школы было присвоено имя Василия Ивановича Козлова. А в мае 1975 года на территории школы, в сквере, был установлен бюст В. И. Козлова, который выполнен скульптором Булыго на средства, полученные от сбора макулатуры, металлолома учащимися школы. На торжественном открытии памятника присутствовали Ефросинья Ефимовна (жена В. И. Козлова), дочери Козлова, друзья Козловых и соратники Василия Ивановича.
В результате поисковой краеведческой работы учащимися и учителями школы было собрано около 180 экспонатов, рассказывающих о жизни и деятельности Василия Ивановича Козлова. Это позволило в стенах школы открыть музей Василия Ивановича Козлова.
Торжественное открытие музея состоялось 4 ноября 1981 г. На сегодняшний день наиболее ценными экспонатами музея являются:
- письма с фронта;
- газеты и документы времен Великой Отечественной войны;
- юбилейные награды за участие в Великой Отечественной войне;
- фрагменты оружия и предметы войскового обмундирования времён ВОВ;
- личные вещи Василия Ивановича Козлова;
- Книга Славы (собрания воспоминаний соратников В.И.Козлова);
- летопись школы 1969-1990 г.г.;
- подарки музею от родных и близких В. И. Козлова, от ветеранов и гостей школы.
Большее количество экспонатов – фотоснимки.
Экспозиция музея состоит из 4-х разделов:
1. 1903-1940 г.г. – довоенный период жизни и деятельности В.И. Козлова.
2. 1941-1945 г.г. – годы ВОВ в жизни В.И. Козлова и нашего края.
3. 1946-1967 г.г. – послевоенный период деятельности В.И. Козлова.
4. 1972-2005 г.г. – работа школы по увековечиванию памяти Героя Советского Союза В.И. Козлова.
С 3 июля 2005 года школа № 5 носит имя Героя Советского Союза В.И. Козлова.
После прогулки предложите своему ребенку нарисовать, что больше всего ему понравилось и запомнилось. Совместно с ребенком сделать фотоколлаж или семейную газету «Как мы провели день у памятника В.И.Козлову и в его музее». Просмотр с ребенком фильмов о партизанах, рассматривание иллюстраций о войне, слушание песен военных лет.