«Желая стать взрослым, ребенок неосознанно стремится стать таким, как родители», - говорит психолог С. Степанов. Это не о вашем? Ваш ещё слишком мал?! Нет, это и о вашем. И если вы до сих пор в руки книгу не брали – возьмите, начните читать. Иначе вам малыша к книге не приохотить. Иначе вы будете неинтересны ему. У вас не будет предмета, темы для общения с ним. Вы не сможете ответить на все его «Почему?». Вы не сможете откликнуться на его просьбу рассказать что-либо, сочинить с ним вместе, не сумеете понять его творческие поиски. В пять лет по своеобразию постижения мира ваш малыш перерастет вас. И именно в это время наметится то, что потом мы, взрослые, определяем как непонимание, отчуждение, холодность, поиск интересного вне дома. Вы не заметите, как ваш пятилетний философ и всезнайка начнет деградировать. Вы будете искать причины в нем – они в вас, в вашем нежелании или неумении стать человеком, интересным ребенку.
Вы не верите в то, что в век аудио- и видеокультуры книга будет нужна ребенку? Давайте подумаем над этим вместе.
Не кажется ли вам, что самую полную и разностороннюю информацию ребенок может получить только из книги именно тогда, когда она будет необходима ему!?
… что, оставшись наедине с книгой, он будет пользоваться этой информацией не спеша, обдумывая её, возвращаясь к тому, что остановило взгляд, осталось в памяти!?
… темы, проблемы, указанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а любимые герои надолго остаются с ребенком. Он переживает за них и вместе с ними, он их любит или отторгает, но в любом случае не остается безучастным!?
… что книга формирует эмоциональную сферу ребенка, являясь собеседником, советчиком в его делах, помощником в решении проблем!?
… что чтение развивает ассоциативное мышление ребенка, делает его сотворцом произведения!?
Не кажется ли вам, что книга дает ребенку пример образцовой речи, а это так важно сегодня!?
… что книга делает ребенка интересным собеседником. Ему будет что рассказать своим товарищам, ему будет чем дополнить рассказ учителя на уроке!?
… что «без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гете и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века» (А. Герцен)!?
… что книга, чтение вырабатывают у ребенка чувство меры, понимание прекрасного, рождают желание творить!?
Разговор о важности чтения можно вести бесконечно. Он длится уже несколько столетий.
Как выбрать сказку для рассказывания. Когда мы говорим о рассказывании, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, т.е. «сказывались». Авторские сказки, как всякое литературное произведение, детям читаются. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой. Раннему возрасту адресованы кумулятивные (цепьевидные) сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц», «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба» и др. Детям раннего возраста можно рассказывать и короткие волшебные сказки. Рассказывать сказку, необходимо голосом, мимикой, жестами изображать происходящее, но при этом не переигрывать, соблюдать меру. Помните о том, что сказочник – это веселый, обаятельный человек, умеющий расположить к себе слушателей, заинтересовать и даже заинтриговать их. Сказочник должен владеть аудиторией, даже если его «аудитория» - собственный ребенок.
Что касается детской литературы, художественного слова, то общение с ними для ребенка должно быть ежедневным в домашней обстановке. Читать лучше всего, когда дети ещё не начали играть, когда ничего не отвлекает их от книги. Читать надо медленно, выразительно, четко, ясно, не переигрывая в своем желании изобразить кого-либо из действующих лиц, не подделываясь под детский лепет. Читая произведение, обращайте внимание на то, как ребенок вас слушает, как реагирует. Не переусердствуйте! Усталость от чтения, чрезмерное старание взрослых не располагают к любви к художественному слову. Чаще надо читать стихи, где игра звуков способствует выработке фонематического слуха малышей, развитию их речи.
Подготовила зам. зав. по ОД Яковчик Е.В,