Перечень мультфильмов, которые помогут сформировать у детей полезные привычки.
1. Мульсериал "Уроки тетушки Совы" (Украина, 2006 г.). Сезон 1. Серия 1. Тетушка Сова вместе с псом Булей организует утреннюю гимнастику для котов Яши, Кеси и Симы. После предлагает умываться, растираться пушистым полотенцем и сохранять хорошее настроение на весь день. Используем просмотр мультфильма для формирования полезной привычки делать гимнастику каждое утро. Ребенок выполняет упражнения вместе с котами в процессе просмотра мультфильма.
Возрастная категория: 0+.
Продолжительность: 5 мин. 38 с.
Основные вопросы и ход беседы. Кто делал утреннюю гимнастику лучше всех? Какое упражнение тебе сегодня понравилось больше всего? Повторим его завтра?
Всю серию мультфильмов «Уроки тетушки Совы. Утренняя зарядка» можно использовать для организации ежедневной зарядки по утрам. Каждая серия включает в себя разные упражнения. Некоторым детям нравится повторять одну и ту же серию, другим – каждый раз выбирать новую. Взрослым рекомендуется предварительно просматривать каждую серию, чтобы исключать упражнения, которые могут быть противопоказаны ребенку.
2. Мультсериал «Малышарики» (2018 г.) Серия 114 «Брызгалки». Про закаленного Ёжика, который научил этой полезной процедуре Крошика с Пандочкой. Используем мультфильм для формирования полезной привычки к закаливанию.
Возрастная категория: 0+
Продолжительность: 5 мин.
Основные вопросы и ход беседы: Для чего Ёжику нужна была вода? А для чего она нужна Пандочке? Во что играли Крошик с Пандочкой? Куда улетела рыбка-брызгалка? Лед какой: теплый или холодный? По какой причине Ёжику не холодно ходить по льду босиком и трогать его лапками? Что значит «хорошо закалился»? Что решили делать Крошик с Пандочкой? Взрослые объясняют ребенку роль закаливания в укреплении здоровья и предлагают ему закаляться каждый день вместе.
3. Мультсериал «Смешарики: Азбука здоровья» (2009 г.) Сезон 1. Серия 5. «Нездоровый рекорд». Совунья испекла самый большой в мире торт. Смешарики с удовольствием начали его есть. Через несколько дней употребления только торта с ними произошли неприятные изменения. Используем просмотр мультфильма для формирования полезной привычки правильного питания с использованием овощей и фруктов, а также предупреждения вредной привычки злоупотреблять сладким.
Возрастная категория: 0+
Продолжительность: 6 мин.30 с.
Основные вопросы и ход беседы: какой рекорд поставила Совунья? По какой причине Смешарикам с каждым днем было все труднее и труднее тащить огромные куски торта? Что случилось с Лосяшем? А с Барашем и Копатычем? Как ты думаешь, с чем это связано?
Взрослый объясняет, что употребление сладкого может приводить к неприятным последствиям: потере сил, прыщам, аллергии, кариесу, полноте.
Что сделала Совунья, когда увидела, что Смешарики несколько дней подряд едят только сладкий торт? Как она объяснила свой поступок? Что вкусного вместо торта предложила Смешарикам Совунья? Как стали чувствовать себя Смешарики, когда поели моркови и яблок?
4. Мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей» (2006 г.) Сезон 1. Серия 42. «Невежи». Лунтик и его друзья учат гусениц Вупсеня и Пупсеня вежливым словам. Используем просмотр мультфильма для формирования вежливости.
Возрастная категория: 0+
Продолжительность: 5 мин.
Основные вопросы и ход беседы: куда отправились Лунтик и генерал Шер? Что случилось с генералом, когда он решил отдохнуть на цветке? Как реагирует Шер на то, что гусеницы Вупсень и Пупсень скидывают его с цветка и даже не извиняются? Каким словам учит Лунтик Вупсеня и Пупсеня? Какие замечания делают им Кузя и Мила? У гусениц получается быть вежливыми? Чего им не хватает?
Взрослые объясняют ребенку, что недостаточно только вежливых слов, важно еще доброжелательное обращение и уважительный тон.
5. Мультсериал «Три кота» (2018 г.). Сезон 2. Серия 82. «Ненужные вещи». Родители учат котят расставаться со сломанными и бесполезными вещами. История про то, что старые вещи не всегда становятся ненужными, а могут принести радость новому хозяину. Используем просмотр мультфильма для формирования полезной привычки отказываться от ненужных вещей.
Возрастная категория: 0+
Продолжительность: 5 мин. 9 с.
Основные вопросы и ход беседы: Что мама и папа решили сделать с вещами, которыми давно никто не пользуется? Как котята решили поступить с ненужными игрушками? По какой причине Компот не хотел выкидывать старый велосипед? Как можно поступить со старыми вещами, которые больше не нужны или из которых ты вырос?
После просмотра можно разобрать старые игрушки и определить, какие надо выбросить, а какие отдать в добрые руки.
6. Мультфильм «Маша больше не лентяйка» (1978 г.). О том, как лентяйку Машеньку перестали слушаться собственные ноги и руки. Используем просмотр мультфильма для формирования трудолюбия.
Возрастная категория: 6+
Продолжительность: 9 мин.18 с.
Основные вопросы и ход беседы: Что ответила Машенька, когда бабушка попросила её сходить в булочную? А на просьбу вымыть чашки? Что сделали ноги Машеньки, когда она захотела поесть варенья? А руки? Как ты думаешь, по какой причине это произошло? Что сделали руки и ноги Машеньки во дворе? Куда руки и ноги привели Машеньку? Как девочке удалось снова стать хозяйкой своих рук и ног?
После просмотра можно организовать семейную прогулку в лес или ближайший парк, поиграть в режиссерские игры о трудолюбивых зверях.
7. Мультфильм «Ситцевая улица». (1964 г.) О том, как неряха стала аккуратно относиться к одежде после того, как побывала на Ситцевой улице. Используем просмотр мультфильма для формирования полезной привычки аккуратно обращаться с вещами.
Возрастная категория: 6+
Продолжительность: 17 мин.38 с.
Основные вопросы и ход беседы: Что не понравилось девочке в своих вещах, когда она выбирала, что надеть? Куда она торопилась? Что случилось с её платьем, когда она неаккуратно и опасно спускалась по перилам лестницы? Что она придумала, чтобы попасть на маскарад? Как вели себя платья, которые она выбирала в магазине? Как ты думаешь, по какой причине? Как называли девочку платья?
В конце 6 минут просмотра появляется название «Ситцевая улица». Родителям необходимо прочитать эту надпись ребенку и объяснить, что платья привели девочку на эту улицу. Что увидела девочка на улице? Куда хлопок попросил девочку отнести себя? Что он рассказал о себе? Во что превратился хлопок на фабрике? Как стала вести себя девочка, когда поняла, как делают одежду? Как нужно обращаться с одеждой, чтобы она не мялась и не рвалась?
Занятия после просмотра. Вместе проверяем всю одежду ребенка. Учим его аккуратно складывать свои вещи и отправлять в корзину для белья то, что нужно постирать. Играем с куклами, которые стирают, шьют и гладят свою одежду.
Источник: Бучкова А.И., детский психолог, кандидат социологических наук, Москва. «Дошкольное воспитание» №11, 2021.