УЧИМСЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИГРАЯ.
В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском.
Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.
Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.
Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил:
- не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения;
- необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.
Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение – ребёнок – родители.
Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.
Образовательная работа с детьми
осуществляется в следующих направлениях:
1-я младшая группа (2-3 года):
- Обучение детей правилам пожарной безопасности;
- Обучение детей правилам дорожного движения;
- Обучение безопасному общению с животными.
2-я младшая, средняя группа (3-5 лет):
- Обучение детей правилам пожарной безопасности;
- Обучение детей правилам дорожного движения;
- Обучение детей правилам поведения на воде;
- Обучение детей правилам поведения, чтобы не потеряться, а также правильным действиям в случаях, когда они потерялись;
- Обучение детей правильному поведению с незнакомыми людьми;
- Обучение детей правилам безопасности по предупреждению травматизма и отравлений;
- Обучение безопасному общению с животными.
Старшая группа (5-6 лет)
- Обучение детей правилам пожарной безопасности;
- Обучение детей правилам дорожного движения;
- Обучение детей правилам поведения на воде;
- Обучение детей правилам поведения, чтобы не потеряться, а также правильным действиям в случаях, когда они потерялись;
- Обучение детей правильному поведению с незнакомыми людьми;
- Обучение детей правилам безопасности по предупреждению травматизма и отравлений;
- Обучение детей правильному поведению во время стихийных бедствий;
- Обучение безопасному общению с животными.
Как научить безопасному поведению?
Начнём с общих установок.
1. При выборе форм, методов и материала для обучения необходимо руководствоваться возрастом ребёнка, его интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Для самых маленьких подойдут игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти на машине чужой человек и т. п.). Для детей постарше — разыгрывание соответствующих сценок (как дома, так и на улице); рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации; вопросы: "А как ты поступишь, если..." То есть следует использовать различные формы обучения, прививать простейшие правила безопасного поведения в доме и за его пределами, а по мере взросления ребёнка — пересматривать и обновлять их.
Детей в возрасте 4—6 лет нужно научить простым правилам: нападают — бью, кричу, убегаю; красный свет — стою; незнакомый человек — молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону; незнакомец предлагает конфету, пытается погладить — рассказываю маме, папе и т. д.
2. Не только рассказывать, но и защищать детей, пока они не научатся оценивать меру опасности, самостоятельно применять навыки безопасного поведения; учить использовать полученные знания на практике. Повторяйте пройденные правила, внимательно наблюдайте за результатами их применения, старайтесь предугадывать, какие навыки могут потребоваться ребёнку в ближайшем будущем.
Следует оберегать детей от информационного потока с реальными криминальными происшествиями, введя безапелляционный запрет на просмотр несовершеннолетними любого возраста телепередач, которые могут вселить в них ужас от происходящего. Да и самим мамам и папам нужно ограничивать своё стремление рассказывать в обучающих целях страшные истории, случившиеся с ровесниками их сына или дочери. Лучше сделать упор на навыках безопасного поведения, а не на опасностях, подстерегающих детей.
3. Судьбоносно важно любить детей и поддерживать с ними контакт. Отсутствие у ребёнка эмоциональной связи с родителями, ощущение им своей ненужности значительно увеличивает уровень риска. Благодаря контакту можно узнать о проблемах и вопросах, которые волнуют маленького человека, а решая их с ним, помочь ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации. Не перебивая, очень внимательно слушайте ребенка, когда он рассказывает о прожитом дне, анализируйте всё сказанное им.
Чтобы детям было проще запомнить жизненно важные правила безопасности, необходимо использовать зарифмованные фразы для заучивания их наизусть, например:
«Красный свет – дороги нет!
Желтый – подожди…
А горит зеленый свет – можно, проходи!»
Восприятие рифмованных правил вызывает эмоционально положительную реакцию у детей. Динамика, ритм, непосредственность коротких стихотворений способствует тому, что дети легко запоминают их, употребляют в разговорах.
Подборка дидактических игр и интеллектуальных задачек по теме ОБЖ, помогают развивать интеллектуальные способности: внимание, память, мышление, воображение. Лабиринты, ребусы, кроссворды можно придумать родителям вместе с детьми . Интеллектуальные задачки, кроссворды, загадки – это новый подход , для развития смекалки, сообразительности, фантазии, умения логично рассуждать и делать выводы.
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.
Рекомендуемая художественная литература:
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В. Житков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;
- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
- Ю. Соколова «Правила безопасности»;
- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;
- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;
- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;
- И. А. Яворская «Дети и дорога»;
- И. Лешкевич «Светофор»;
- Н. Носов «Автомобиль»;
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;
- А. Дмоховский «Чудесный островок»;
- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;
- А. Северный «Три чудесных цвета».
Подготовила Новик И.Ф., воспитатель дошкольного образования