Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Учимся безопасности играя.

Дата: 19 апреля 2021 в 10:35, Обновлено 31 января в 18:56
Автор: Козик Е. В.

УЧИМСЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИГРАЯ.

      В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском.

      Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования.  Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.

       Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.

       Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил:

- не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения;
- необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

   Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение – ребёнок – родители.

         Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.


Образовательная работа с детьми
осуществляется в следующих направлениях:

     
      1-я младшая группа (2-3 года):

  • Обучение детей правилам пожарной безопасности;
  • Обучение детей правилам дорожного движения;
  • Обучение безопасному общению с животными.

     2-я младшая, средняя группа (3-5 лет):

  • Обучение детей правилам пожарной безопасности;
  • Обучение детей правилам дорожного движения;
  • Обучение детей правилам поведения на воде;
  • Обучение детей правилам поведения, чтобы не потеряться, а также правильным действиям в случаях, когда они потерялись;
  • Обучение детей правильному поведению с незнакомыми людьми;
  • Обучение детей правилам безопасности по предупреждению травматизма и отравлений;
  • Обучение безопасному общению с животными.

    Старшая группа (5-6 лет)

  • Обучение детей правилам пожарной безопасности;
  • Обучение детей правилам дорожного движения;
  • Обучение детей правилам поведения на воде;
  • Обучение детей правилам поведения, чтобы не потеряться, а также правильным действиям в случаях, когда они потерялись;
  • Обучение детей правильному поведению с незнакомыми людьми;
  • Обучение детей правилам безопасности по предупреждению травматизма и отравлений;
  • Обучение детей правильному поведению во время стихийных бедствий;
  • Обучение безопасному общению с животными.

Безопасно вдвойне — Отдел образования

Как научить безопасному поведению?

Начнём с общих установок.

1. При выборе форм, методов и материала для обучения необходимо руководствоваться возрастом ребёнка, его интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Для самых маленьких подойдут игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти на машине чужой человек и т. п.). Для детей постарше — разыгрывание соответствующих сценок (как дома, так и на улице); рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации; вопросы: "А как ты поступишь, если..." То есть следует использовать различные формы обучения, прививать простейшие правила безопасного поведения в доме и за его пределами, а по мере взросления ребёнка — пересматривать и обновлять их.

Детей в возрасте 4—6 лет нужно научить простым правилам: нападают — бью, кричу, убегаю; красный свет — стою; незнакомый человек — молчу, прохожу мимо, смотрю в другую сторону; незнакомец предлагает конфету, пытается погладить — рассказываю маме, папе и т. д.


2. Не только рассказывать, но и защищать детей, пока они не научатся оценивать меру опасности, самостоятельно применять навыки безопасного поведения; учить использовать полученные знания на практике. Повторяйте пройденные правила, внимательно наблюдайте за результатами их применения, старайтесь предугадывать, какие навыки могут потребоваться ребёнку в ближайшем будущем.

Следует оберегать детей от информационного потока с реальными криминальными происшествиями, введя безапелляционный запрет на просмотр несовершеннолетними любого возраста телепередач, которые могут вселить в них ужас от происходящего. Да и самим мамам и папам нужно ограничивать своё стремление рассказывать в обучающих целях страшные истории, случившиеся с ровесниками их сына или дочери. Лучше сделать упор на навыках безопасного поведения, а не на опасностях, подстерегающих детей.

3. Судьбоносно важно любить детей и поддерживать с ними контакт. Отсутствие у ребёнка эмоциональной связи с родителями, ощущение им своей ненужности значительно увеличивает уровень риска. Благодаря контакту можно узнать о проблемах и вопросах, которые волнуют маленького человека, а решая их с ним, помочь ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации. Не перебивая, очень внимательно слушайте ребенка, когда он рассказывает о прожитом дне, анализируйте всё сказанное им.  

Чтобы детям было проще запомнить жизненно важные правила безопасности, необходимо  использовать  зарифмованные фразы для заучивания их наизусть, например:

 «Красный свет – дороги нет!

   Желтый – подожди…

  А горит зеленый свет – можно, проходи!»
 

      Восприятие рифмованных правил вызывает эмоционально положительную реакцию у детей. Динамика, ритм, непосредственность коротких стихотворений способствует тому, что дети легко запоминают их, употребляют в разговорах.
     Подборка дидактических игр и интеллектуальных задачек по теме ОБЖ, помогают развивать интеллектуальные способности: внимание, память, мышление, воображение. Лабиринты, ребусы, кроссворды можно придумать родителям вместе с детьми . Интеллектуальные задачки, кроссворды, загадки – это новый подход , для развития смекалки, сообразительности, фантазии, умения логично рассуждать и делать выводы.
    Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются  на всю жизнь.

Рекомендуемая художественная литература:

- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

- В. Житков «Пожар», «В дыму»;

- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

- К. Зайцева «Уроки Айболита»;

- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

- Ю. Соколова «Правила безопасности»;

- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

- И. А. Яворская «Дети и дорога»;

- И. Лешкевич «Светофор»;

- Н. Носов «Автомобиль»;

- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

- А. Дмоховский «Чудесный островок»;

- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

- А. Северный «Три чудесных цвета».
 

Подготовила Новик И.Ф., воспитатель дошкольного образования

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.